суббота, 29 августа 2015 г.

Пробегая по Питеру. Часть 3. Выборг

Этим летом выбор пал на Выборг. 
Ветер дунул в сторону залива. 
В брызгах моря этот город вымок. 
И брусчатка светится, как слива.

Я пришелец здесь. Я странник странный. 
Я лечу по переулкам узким. 
И набиты временем карманы, 
Хоть звучит тут время не по-русски...
Вера Авдеева, отрывок из стихотворения «Выборг»

Утро второго дня в Питере выдалось пасмурным. На улице моросил дождь и, судя по всему, было как-то совсем не жарко. Погода не предвещала ничего хорошего. Да, у меня была куртка, но вот теплых кофточек я не прихватила. А потому выпросила оную у тети Вали. Мы позавтракали, затарились зонтом и плащами и отправились на станцию «Невский проспект», откуда должен был уходить в Выборг наш автобус.

Накануне вечером Маша и Костя как-то не сильно лестно отзывались о Выборге, мол смотреть там особенно нечего. Прикольно только с башни замка на округу посмотреть. И крендль там не вкусный, черствый, и архитектура вся в упадке – облупленная. В общем, нагнали жути. Ну, между тем, мы сами должны были посмотреть на этот город и составить о нём собственное мнение. 

Мы сели в автобус и направились в Выборг. Пока ехали, смотрели на окрестности. Ира в перерывах между рассказами экскурсовода пыталась дремать. Вообще ее способностью «спать» в любом месте и в любое время я восхищалась всю поездку. Говорит, когда родился сын, приучилась использовать для отдыха любую возможность. Едешь с ней в метро, совершенно не важно сидим мы или стоим, если не говоришь с ней минуты две, то она уже дремит. И так везде. Спала при любой возможности, я даже ей по хорошему завидовала, ведь у меня со сном проблемы. Ни в автобусе, ни в самолете, ни в метро, да и ночью засыпаю тяжело.  
Когда мы въехали в Выборг, он у меня почему-то сразу съассоциировался с Ельцом – небольшой старый город. Но только Елец – он старый русский город, а Выборг казался городом старой Европы. Я ни разу не была в Европе, но почему-то возникла такая ассоциация особенно много позже, когда я смотрела на этот город с высоты. Но это и не странно, ведь Выборг – это старый финский город, на улицах которого пересакаются разные эпохи. 

Мы приехали на Соборную площадь города, и ступая по брусчатке, отпаравились знакомиться с городом. На площади нас встретили Спасо-Преображенский собор, 
 
дом губернатора 

и дворец президента Выборгского надворного суда, сейчас это детский сад. 
 

Затем мы свернули к собору Петра и Павла, 
 

напротив которого был фонтан с мишкой 
 
 

Рядом с собором установлен монумент Микаэля Агриколы 
 

После чего мы прошли практически мимо парка Эспланада, где нам показали молодое самое северное пробковое дерево. Это Пробковый амурский бархат. Старое дерево упало летом 2014. Судя по фотографиям в интернете был интересный экземпляр. Правда наш экскурсовод рассказывала, что дерево спилили из-за того, что оно заболела. И типа вместо лечения решили спилить, что ее очень разозлило. 

 

Старое дерево сейчас:
 
 Было таким: 

 

Затем мы свернули на рыночную площадь города, где прямо под ногами можно увидеть «карту» древнего города. Одной из достопримечательностей здесь является Круглая башня – фортификационная башня Рогатой крепости, о которой теперь напоминает только брусчатка, выложенная другим цветом.
 
 Бывшее отделение Банка Финляндии 

На Рыночной площади испокон веков находился Рынок, сейчас тоже рынок здесь есть, но уже крытый (здание справа), 

а о старом рынке напоминают такие номера на брусчатке площади – это «парковочные места» для телег! 


Кусочек «усадьбы бюргера». XVI век. Мимо коротого мы прошли, особенно не разглядывая.


И дом без фундамента, расположенный на гранитной плите. 


Вообще, маршрут экскурсии был странным. Нас водили по каким-то дворам со старыми домами. Кто-то в экскурсионной группе ворчал, мол где обещанные красивые виды, на что тут вообще смотреть? А мне было интересно, прикоснуться к истории и посмотреть на очень старые (например, средневековые) дома. 
 

Очень выделялась брусчатка под ногами. Так мне это необычно. Ливневки вдоль дорог. 



Костел святого Гиацинта, также известный под названием «Рыцарский дом»


Старые улочки и дома с историей 



Потом мы зашли в Лавку вкусностей, попробовать, наконец, тот самый крендель, на который накануне нам наговаривали. Хозяйка магазинчика приготовилась, она организовала нам маленькие рюмочки пробовать медовуху и всякие разные съестные «сувениры». Мы купили кренделей и медовухи себе и домой. Правда до дома мы ее так и не довезли, но это уже другая история, о которой я расскажу в следующих «сериях». 

После мы вышли на Ратушную площадь города, на которой расположен монумент основателя города Выборга Торгильса Кнутссона


и дом купца Векрута.


Про этот дом экскурсовод специально для школьников рассказала историю, как сын купца не желал учиться, а жил на деньги отца, после смерти которого пришлось продать этот дом. А купил его парень из бедной семьи, который много учился... Только от школьников прозвучала фраза: «К чему нам она это рассказала?» Ну и, конечно, на Ратушной площади находится здание Ратуши 

С площади открывается вид на Выборгский замок 


Рядом с Ратушной площадью, в самом начале Крепостной улицы, расположены две скульптуры в виде женских фигур олицетворяющие историческое назначение Выборга, как города морской торговли и ремесел. 


Следующим пунктом нашей экскурсии был парк Монрепо

Здесь в красоте извилистых дорожек, 
В дыханье моря, в запахе хвои 
И в пенье птиц, волнующем до дрожи, 
Один мотив - всё только о любви…
Отрывок из стихотворения Алкоры «Парк Монрепо» http://www.stihi.ru/2014/06/17/7572


О! Вот это место меня просто в восторг привело! Только ради этого парка можно смело ехать в Выборг.
 

Мы гуляли по пейзажному парку, пытаясь слушать экскурсовода, и я наслаждалась красотой природы. 

Да, много всего есть неприятного и тут. Жалко старую усадьбу баронов Николаи, которая совершенно никому не нужна. Или лев-калека с отбитой мордой – жертва «монументальных» войн России и Финляндии. 

«Скульптура «Лев» является фрагментом памятника Независимости (Itsenäisyyden patsas), который был открыт на Петровской скале (Смоляном мысе) Выборга в день 10-летия независимости Финляндии в 1927 году на месте сброшенного с постамента памятника Петру I. В 1940 году памятник Независимости был разрушен, а место Льва вскоре вновь занял русский царь. Злополучный зверь был закопан на территории парка Монрепо, где его и обнаружили в 1980-х годах. Скульптура сильно пострадала во время падения, но сохранилась до нашего времени, став одним из символов современного Монрепо. » Взято тут: http://www.mishanita.ru/2012/10/21/17415/

Усадьба баронов Николаи 
обелиск братьев Броглио

Вдали виднеется Китайский мостик
 

Далее мой фотоаппарат почему-то решил, что он разрядился, хотя заряда было еще куча, и я продолжила фотографировать телефоном. 

Вид на «остров Мертвых» - остров Людвигштайн и Капелла Людвигсбург 

Вообще мне понравилась философия парка. Этот остров Людвигштайн служил семейным некрополем дворянского рода Николаи. На этот остров нет мостиков, на него можно было попасть от дороги смерти через паромную переправу. И попадали туда только на похороны очередного члена семьи. Такая аллюзия на древнегреческую мифологию с рекой Стикс.
   

А раньше было как-то так:
 
 
 Источник «Нарцисс» 

Тут я впервые попробовала чернику. Ну пробовала я ее и раньше замороженную, а вот такую с кустика встретила в первый раз. 

Я и камни. :) 

Я была просто очарована парком, с удовольствием приехала бы туда еще раз побродить по парку в свое удовольствие и привезла бы маму – ей бы тоже очень понравилось тут. 

Парк был прекрасен, но по плану экскурсии пора было возвращаться в центр Выборга, чтобы посетить Выборгский замок. 

Гуляя по двору замка я все думала. Столько всего у нас есть прекрасного, интересного. Почему мы не можем всё это довести «до ума»? Деньги брать за посещение каждого клочка достопримечательностей – это мы можем, а привести в порядок – зачем? 

Потом мы поднялись на башню. Вид изнутри – это не для слабонервных. Грязно, ужасно и все такое, но вид, открывающийся на город – великолепен. Я ни разу не была в Праге, но почему-то вид Выборга у меня вызвал стойкую ассоциацию именно с ней. Странно работает мозг. Ассоциирует с увиденными картинками никогда не посещенных мной городов. 

Потом мы вернулись на Ратушную площадь и у нас было свободное время. Мы еще раз прогулялись с Ирой по старым улочкам центра. Тут я тоже не могла пройти мимо шикарных пеларгоний. 

Затем пообедали в кафе на площади и сели в автобус, чтобы вернуться в Питер. 

Впечатления от Выборга остались глубоко положительные. Да, город запущен, что очень огорчает, но тем неменее посмотреть есть на что. Жаль, что посмотреть удалось только маленькую часть центра. Подозреваю, что там есть куда больше интересных мест, чем те, что нам показали на экскурсии. Пока писала отчет, наткнулась на очень интересный блог о Выборге, где я восстановила в памяти некоторые названия достопримечательностей. http://alvakaron.blogspot.ru/ 
В частности очень понравился пост про парк Монрепо: http://alvakaron.blogspot.ru/2014/06/Park-Mon-Repos.html Столько там еще можно посмотреть! Да люди конечно ведут себя... Ну да не будем о грустном! 

В конечном итоге я не согласна с Машей и Костей – в Выборге есть на что посмотреть! Конечно, если вы привыкли к другой красоте и разваливающиеся достопримечательности вас не устраивают, то лучше туда не ехать. Мне же Выборг пришелся очень по душе. И я бы хотела туда вернуться... 

Дорогу обратно большинство членов экскурсионной группы провели во сне, у меня жеж спать в дороге не получилось и я пялилась по сторонам. Была мысль поехать пораньше домой и пообщаться с тетей Валей, а то мы так бессовестно ночью все время ее беспокоим. Но, приехав в Санкт-Петербург на Невский проспект, нас поймала очередная «экскурсионная» женщина и предложила нам обзорную экскурсию по городу по студенческим тарифам. До этого момента я толком Питер и не видела, в итоге мы сели в следующий автобус и покатили по центру города. Тут нам экскурсовод попалась явно уставшая, а нас «туристов» в автобусе было мало и создавалось впечатление, что ей не терпится от нас отделаться. Ну тем не менее самое минимальное представление о городе я получила. 

 Храм Спас на Крови
 

Домик Петра 

Исакиевский собор 

Памятник Николаю 1 

Вот так вот мельком и выборочно нам провели «обзорную экскурсию» и мы отправились домой. Пить с тетей Валей медовуху и разговоры разговаривать. Закончился второй день нашего пребывания в Северной столице.

Комментариев нет:

Отправить комментарий